Дневник сплава по рекам Тунтсайоки-Тумча в 2005 году.

Состав судов

кат-4 Красно Солнышко

кат-2 Гоша рафтмастеровский

кат-2 Гоша более старой модели

кат-2 Тритон.

каяк-1 prijon


22-07-05 (поезд)

В общем всё как обычно: гитара, eарты, трёп, cон.Сонное царство Н`еобычно было то, что молния попала в сигнальную систему железнодорожников где-то после Кондопоги, в результате стрелки переводили вручную и поезд опоздал на 8 часов.


23-07-05 (заброска+стапель)

За 6000 рублей с группы нас на автобусе повышенной проходимости довезли до места с кодовым названием «переправа». Добраться туда можно по дороге выше Алакурти по течению реки, которая идёт сперва вдоль левого берега реки, а затем уходит в сопки и возвращается к реке непосредственно у самой переправы. Телефон водителя – Хрущёва Валерия Алексеевича в Кандалакше 7-51-46, м. +7(921)2848245, +7(921)1502077. С собой необходимо иметь 3 списка группы с паспортными данными (номер и кем когда выдан.) Первый у нас спросила транспортная милиция в Кандалакше (им ещё дополнительно нужен адрес и телефон руководителя.) Второй на посту на вьезде в Алакурти, третий дежурному офицеру в пограничном отряде Алакурти. На посту на вьезде в Алакурти проверяют паспорта. Все 3 списка у нас забрали. О том, что воруют, предупреждают даже пограничники. Никаких специальных документов не нужно. По дороге туда подвозили 2-х пограничников, которые шли в отряд за машиной, дабы довезти офицера сбившего ноги. Дорога местами не очень хорошая и в целом я восхищён мастерством водителя. В процессе добирания пересекли не по мосту 3 ручья.

Чуть выше переправы есть остров; в правой протоке есть 2-шный по нашей, кажется довольно низкой, воде порог. Мы туда сразу после стапеля развлекухи ради провели судно. Проплыть туда против течения не получилось. В общем, потренировались перегребать перекат против течения. На месте стапеля наблюдались некоторые проблемы с дровами.


24-07-05 (каньон)

Весь участок от переправы до Алакурти через каньон проходится за полный день или полтора дня. На этом участке высокие берега местами со скальными выходами. Очень красиво и немного напоминает горную речку. Река в среднем течёт довольно бодро (на контрасте с последующими плёсами, особенно с плёсом перед Алакурти.) Много мелких порожков и перекатов. Препятствия не превосходят 2-кс. Сразу после водопада на левом берегу, как написано в лоции Афанасенкова, вставать не нужно, поскольку каньон после этого продолжается ещё километра 3. Однако по окончанию каньона начинается дорога по обоим берегам, а местные тама воруют, причём, насколько я понял, не только ниже Алакурти, но и выше.


25-07-05 (плёсы + Алакурти)

После каньона в реке появляется много проток и острова, а также галечно-песочные берега с невысоким сосняком. По одному из описаний  рекомендовалось вставать именно здесь. Затем течение успокаивается, берега  расширяются, и река начинает походить скорее на озеро со встречным ветром.  По этому безобразию плыть примерно километров 6 и далее по плёсу, но уже с  большим течением, в черте города ещё километра 2. На этом 2-х километровом  участке нужно быть осторожным, поскольку мы порвали какой-то кажется  провод, натянутый поперёк всей реки на высоте метра над водой. Этот провод  заметили буквально за метр до того, как в него врезались. Слухи о  враждебности местного населения в Алакурти сильно преувеличенно. В самом  городе никаких проблем не было. Сразу после первого моста в Алакурти порог  «Первенец». Река островами делится на 3 протоки. Мы полезли в правую. В  ней сперва заходная шивера длинной метров 200 c полуметровым сливом с  плит, затем полутораметровый слив с косой струёй. Выглядит довольно  страшно. Но проходится легко. После выходная шивера ещё метров 200.  Страховали после основного слива морковками с правого берега со скалы,  возвышающейся над основным сливом. Посреди выходной шиверы деревянный  мост. Сразу за «Первенцом» за поворотом, метрах в 200 следующий порог  «Падун». Проходили по левой протоке, основной. Порог представляет собой 2  слива с интервалом 10 метров тоже где-то 1,5м высоты. Заход в порог с воды  не виден. Мы на четвёрке взяли слишком влево, в результате на пол корпуса  зависли над первым сливом, там конечно развернуло и второй слив проходили  боком. Cразу после сливов слева улово, где можно встать на страховку.  Прохождение порога осложняет забор из колючей проволоки, который, кажется,  огораживает генеральские хоромы. В нём имеется, как и во всех порядочных  заборах, дырка и по нашей воде его можно было обойти со стороны реки. Что  характерно, весьма замусоренный берег. Всякая техногенная дрянь, которую  всякие несознательные личности выбрасывают в реку будет ещё дня три  встречаться на пути.

Сразу после «Падуна» река делится на протоки, в которых 2-ечные шиверки и  после слияния всех проток всё это сливается в одну мощную троечную шиверу.  Длины метров 300. На входе в неё сели на камень, в результате, бросая  весло на палубу, оно соскользнуло и поплыло. (Народ говорит, что со  стороны смотрелось так, как будто я в сердцах от досады выбросил весло в  воду.) И народ как-то расслабился после 2-х подряд серьёзных порогов, и  даже каски не надел на эту шиверу. Очень вредно проходить пороги после 0  часов. Далее плёс и за ним 2-ечный порог со сливом с плит. Затем опять  плёс, бетонный автомобильный мост и за ним, после короткого плёса,  порожек. Нужно поворачивать в узкую протоку справа. Затем опять плёс и  после него пороги «Водопадный 1» и «Водопадный 2», которые скорее один  порог, а не 2. Далее до «Кривого» довольно длинный плёс. Посередине этого  плёса, недалеко от разрушенного моста, встали на стоянку на левом берегу.  Место стандартного проведения местными пикника, с ловлей рыбы и купанием.  Местные с этого места свалили незадолго до нас. Как выяснилось, стояли на  военном полигоне. Выставляли дежурных, правда, видимо, напрасно, никого не  было. Мне кажется, по причине нестандартности места. На «Водопадных» на  правом берегу нам народ сказал быть осторожными, ибо у них срезали тент с  палатки и спёрли из- под него колбасу. И там же на левом берегу, благодаря  наличию дороги наверху и неудобности затаскивания вещей наверх, а также  неискоренимому желанию части группы погрести ещё вставать не стали.


26-07-05 (порог «Кривой»)

Встали очень поздно и как раз к обеду догребли до «Кривого». «Кривой» –  плита с двумя сливами поперёк всей реки. Правый - длинная прямая струя  медленно переходящая в шиверу. Левый – слив водопадного типа с бочкой под  ним. Если прижиматься влево, то с левого берега течёт струйка,  осуществляющая подпор основной струи. Неопасно для судна, но опасно для  человека в случае самосплава. Наш каякер туда попал, и его там держало,  кажется даже ощутимое время, причём выбрался он после отстрела от каяка и  цепляния веслом донной струи. Мимо нас прошло как минимум 2 группы. Вода  потрясающе тёплая - все купались. Причём как в улове напротив стоянки, так  и выше порога.


27-07-05

(Холмс, что вы можете сказать, глядя на небо над головой? ... Ватсон, у  нас спёрли палатку, или День с кучей “простых” порогов.)

Посчитав, что мы достаточно далеко ушли от Алакурти, выставлять дежурных  не стали. Как выяснилось напрасно. С утра не обнаружили 3-х рюкзаков и 2-х  гитар. После не очень продолжительных блужданий в 150 метрах от лагеря на  тропинке над порогом обнаружили 2 рюкзака и гору всего из них. Тропинка,  как оказалось, довольно быстро выходит на дорогу на которой был обнаружен  мотоциклетный след. В общем, спёрли 2 гитары, деньги и рюкзак. Из всего  спёртого самым ценным был рюкзак. Несмотря на потери нам ещё повезло.  Рассказывают, что у людей резали палатки и крали всё из палаток. Дорога  идёт вдоль реки от Алакурти аж до «Кошмариков». На «Кошмариках» правда по  дороге можно проехать только на тракторе или вездеходе, вся остальная,  менее проходимая, техника туда не дойдёт. Непосредственно перед  «Кошмариками» такое замечательное болото, по которому на мотоцикле ну  никак. По словам очевидцев, свежий мотоциклетный след был обнаружен на  пороге «Юрьев день».

Вышли как обычно поздно. Чего-то это мания такая выходить в 2 дня. Река,  правда, короткая. Далее начинается довольно длинный плёс до серии порогов,  которые начинаются «Юрьевым днём». В этих порогах нет ничего особенного, в  целом шивера с иногда встречающимися невысокими водопадными сливами. Нужно  хорошо поворачиваться, ибо, как оказалось, бульников там хватает, по  крайней мере по нашей воде, и посидеть на них доводилось. Особенно  капитально сели, кажется, в «Скалистом глазе», когда после слива зашли в  улово с целью полюбоваться на идущий за нами катамаран. Зайти-то зашли, а  вот когда выходили, капитально сели, пришлось всех в воду сгонять. Да  острых камней в этих шиверках хватает, но для наших днищ всё прошло  благополучно. Далее очередной плёс более-менее ощутимого размера и затем  прям посреди плёса порог «Март». Весь порог – ступенька, нет ни заходной,  ни выходной шиверы. Возле порога стоять особо негде и кататься на нём не  особо интересно в отличие от «Кривого». Ступенька через всю реку с косым  сливом. Просмотр слева. Под сливом стоит вал, но не очень высокий. По  большой воде, возможно там бочка. После «Марта» очередной, средней степени  затянутости, плёс, с перекатом, затем «Кошмарики» - множество коротких  шиверок между островов. Ничего особенного c технической точки зрения, но  довольно живописно: куча островков и между ними порожистые протоки.  Вставать можно как слева перед порогом, так справа перед порогом, ещё на  островах и слева непосредственно над порогом. Вечером народ натянул  верёвку между островом и берегом и вовсю резвился, всячески выкупываясь,  держась при этом за неё. На склонах над стоянкой присутствует голубика,  скальные выходы, болото в скальном каньончике или в трещине. Ночью пошёл  дождь, который продолжал идти с утра и закончился на следующий день к  обеду, то есть времени нашего обычного выхода. Как ни странно стало мало  комаров.


28-07-05 (красивая «яманутость»)

Далее острова с протоками и среди островов мелкие порожки с перекатиками.  Так продолжается километра полтора, затем всё это сливается вместе, и  сразу после этого места перекат, переходящий в порог «Красивый».  «Красивый»  – сперва заходная шивера, и непосредственно перед основным  сливом на правом берегу можно зачалиться в улово перед искусственной  каменной грядой. Собственно сам слив между камнями. Основная сложность в  том, что в сливе есть хорошо выраженная боковая струя. Довольно похоже на  слив в правой протоке «Первенца». После основного слива на хорошем течении  каменная гряда, от которой нужно довольно активно угребать. Нас там  прижало к гряде и сильно повезло, что сползли оттуда, без помощи с берега  в виде верёвки. В воду там слезать решительно некуда. Посадили дыру по  шву. Непонятно: не то баллон перекачали, не то протёрли об камни.  Страховать с воды из улова слева. На правом берегу над порогом, кажется,  имеется вполне приличная стоянка, но там наверняка уже будет кто-нибудь  стоять, к тому моменту как вы туда подплывёте.

Далее очередной длинный плёс, поначалу река даже скорее смахивает на озеро.
Очень красивая сосна на левом берегу перед поворотом и островом. Там же на  одном из островов стоянка с баней. Вообще, если не смущает очень крутой  спуск к воде, стоять можно где угодно. На следующем или через один острове  от сосны и поворота реки стоянка с баней. Живописно.

«Узкий». Пологий слив с плит на фоне сужения реки. Издалека кажется, что  река заканчивается, и видно вал на «Яме». Ничего особенного, его можно  сходу. За «Узким», после короткого плёса «Яма». Река сужается до 7 метров  и ухает с  трёхметровой высоты. Сперва 2 высоких вала, второй где-то 1,5  метра, а за ним «Яма». С берега не смотрится, выглядит просто как  очередной третий вал. Но на самом деле там косая бочка, которая  пробивается судном с большим трудом. К счастью, как мы убедились, по нашей  воде бочка проносная (насколько я успел понять по отзывам, бочка  становится более жёсткой по малой воде). Стандартное прохождение – когда  судно в «Яме» разворачивает и выплёвывает налево. Страховка с воды из  улова слева. C берега морковку на левом берегу закреплять негде. На правом  закрепить проще, но видимо не имеет смысла, поскольку выплёвывает в левую  сторону. Катались на пороге. 2 раза успешно (и три раза неуспешно прим.  ред.) киляли катамараны 2-ки через борт, заходя в «Яму» боком и с  цеплянием струи вниз на входе в саму «Яму». Кильнуло каяк при первом  прохождении, затем «Яма» была успешно обойдена каяком слева. При первом  прохождении тритона с вещами ощутимо подбросило борт, и катамаран  покрутило в яме, но не кильнуло. Представитель города Белгород (aka  «Добрый дух реки» прим. ред.)  со своим сыном попросили нас подменить сына  на катамаране, ввиду неопытности сына, для прохождения порога. Катамаран  представлял собой баллоны от Тритона 2 с самодельной деревянной рамой.  Рама была связано несколько уже, чем обычно. В «Яме» так получилось, по  словам очевидцев, что левый баллон не выбило как это обычно случалось  влево, а стало держать в бочке. Несколько поворотов вокруг своей оси,  помахивание на весу баллонами и их всё-таки выплюнуло, не кильнув (но  нашего бойца из упоров вымыло прим. ред.).

Встали сразу за порогом на левом берегу. Стоянки имеются по обоим берегам.  На левом берегу над порогом горушка с установленным крестом, а также  маленькими сухими сосенками, которые были использованы в качестве дров.  Жалко, таcкать далековато. Наверху встречается черника. По левому берегу  идёт тропа к следующему порогу, «Котлу». Вдоль тропы встречаются кустики  жимолости. На пороге на обеих берегах некоторые деревья выглядят как  новогодние ёлки, так они завешены всем подряд. Начиная от модели  катамарана и кончая часами и чучелами. Мы тоже повесили на верёвочках  надпись «МГУ».


29-07-05 (днёвка или экскурсия на «Котёл».)

Как-то заметно похолодало, и пошёл дождь, мелкий. Я даже шапку надел.  Ходили на экскурсию на «Котёл». Полюбовались, как народ проходил.  Проходили по скальному языку слева, в сам «Котёл» не влезали. Что там  можно спокойно пройти, сразу в голову не приходит, мягко говоря. Очень  удивились, когда народ уже после порога поплыл не прямо или влево, а  повернул вправо приблизительно на 270 градусов. На «Котле» также имеется  куча стоянок по обоим берегам и всё точно также завешано всякой лабудой,  например роботами.


30-07-05 (перемещение на «Карниз»)

С утра наконец солнце. После долгих и изнурительных споров о том, как и в  каком режиме мы будем совершать экскурсию на «Водопадный» на Кутсайоки.  Было принято решение (волевое адмиральское прим. ред.) перебазироваться на  порог «Карниз».

«Котёл». Скально-каменная гряда через всю реку. В гряде, ближе к левому  берегу, выемка в скальной плите, в результате образуется котёл, в который  вода стекает с 3-х сторон: прямо, слева со скального языка, справа с кучи  острых камушков. Возможно, где-то по центру есть чистый проход, но при нас  все проходили либо непосредственно через сам котёл или по выступу в виде  гранитной плиты, прижимаясь к левому берегу. Страховка и просмотр с левого  берега. Наш каякер шёл по языку, остальные через котёл. С ката двойки, при  прохождении порога непосредственно через котёл, одного бойца вымыло из  упоров. А я на четвёрке обо что-то слегка погнул весло. Притом, что  никакого удара я не почувствовал.

Далее очередной длинный плёс с впадающей справа Кутсайоки. Затем несложная  шивера, и почти сразу после короткого плёса порог «Карниз».

«Карниз». Порог можно условно разделить на три части. Плита через всю реку  со значительным возвышением в центре – каменным островом. Возможно, в  большую воду остров целиком оказывается под водой. Остров делит реку на 2  части. Слева слив шириной приблизительно 3 метра, по нашей воде крайне  замусоренный обилием острых камней. Справа имеется ещё маленький островок,  который перед основным сливом делит правую половину реки ещё на 2 части.  Пройти можно с обеих сторон от этого островка. Далее идёт основной слив. В  правой части его собственно сам «Карниз» – водопад. Водопад приблизительно  1,7 метров высотой. За ним глубокая, но короткая бочка. Мы её очень лихо  пробили, и нас даже в ней не остановило. Затем левее идёт часть, куда  сливается основная часть реки, за этим местом образуется весьма жёсткая на  вид бочка. Внешне напоминает яму в пороге «Яма», только побольше. Далее  левее идёт чистый язык, по которому собственно все и проходят, а ещё далее  другой язык, в левую сторону с которого сбрасывает на камни. Тем самым  нужно быть аккуратным при заходе. Вторая часть порога, также плита через  всю реку, но, ввиду небольшого перепада высот, всё это не опасно, чистые  проходы слева и справа под берегом. Второму сливу предшествует  относительно спокойный участок. Третья часть - сужение реки и в этом  сужении высокие валы, идеальное место для отработки самосплава и  тренировки в кидании морковки. После всех частей слева есть масштабные  улова, откуда можно устраивать страховку с воды. Страховка с берега  затруднена ввиду исключительной ширины порога. Страховать с берега имеет  смысл только при прохождении непосредственно самого карниза. «Карниз», по  моему мнению, практически однозначно самый красивый порог на реке. И  вообще, словом «Красивый» следовало бы обозвать «Карниз», а не «Красивый».  Просматривать порог удобнее либо с острова, как это сделали мы, либо с  правого берега, но нужно быть осторожным, поскольку струя довольно активно  подсасывает в порог.

Из приключений – после «Котла» забыли закрепить морковку на катамаране, в  результате её смыло. Выловили её в заливчике, после третьей части порога.  Вообще, это очень замечательно, смотреть на прохождения, лёжа на тёплой  каменной плите и щурясь на яркое солнце, светящее слегка в глаз. По обоим  берегам есть стоянки. При вставании решил искупаться в гидре и спасжилете,  прыгая с катамарана в воду. Так вот, чуть было не зашиб нашего каякера.  Вечером наловили рыбы и сварили уху (так все-таки уху сварили? А криков  было, что фигню сварили!! прим. ред.). Рыба клевала на наши сушёные яблоки.


31-07-05 (днёвка, или в поисках сопки и камни на «Водопадном».)

В ночь проспали аж целых 13 часов. Со мной такое впервые. Вообще странно с  чего это мы так разоспались. Далее часть народа пошла вверх по течению на  «Водопадный» на Кутсайоки. От того, что хлопнул комара, и он кровью залил  лоцию, чего-то мне страшно было их отпускать на «Водопадный». Посчитал это  дурным знаком. Остальные, в том числе и я, решили гулять по окрестностям и  влезть на какую-нибудь ближайшую сопку. Как оказалось задача  нетривиальная, поскольку подробности имевшейся у нас 2-х километровки явно  не хватает. После некоторых блужданий среди довольно мокрых болот и  невысоких гранитовых пригорочков, не обнаружив даже остатков обозначенной  на карте тропы и обозначенных просек, осознав, что единственный оставшийся  у нас ориентир это шум порога решили повернуть обратно. Возможно, по  правой стороне реки проще влезть на сопку. Она ближе и её лучше видно.  Довольно дикие места и зверьё непуганое, и мыши жутко упитанные ходят.  Странное ощущение, со мной такое впервые. Ощущение, что лес рад  присутствию в нём человека. Прям место духа (сейд).

Вообще после слияния с Кутсайоки народу на реке заметно прибавилось.

Где-то в районе часа ночи наши вернулись с «Водопадного» (снова встретив  на Кутсайоки  «Доброго духа реки» прим. ред.).  Довольные и утопившие  фотоаппарат (А еще замерзшие как сволочи прим. ред.). Воду в Кутсайоки  забыли налить, пришлось активно продираться через камни.

Народ у нас брал с собой Желязну с Головачёвым. Головачёв оказался полным  бредом, приблизительно на 100 страниц, и народ, несмотря на мои  многочисленные возражения, использовал его на растопку. Желязна оказался  более осмысленным, но в чём-то похож на Головачёва, такой же  математизированно-физическо-философский бред.


1-08-05 («Шляпа», или танцы вокруг скалы.)

Далее идёт длинный плёс. Ближе к началу порожистого участка, кажется,  снова начинаются следы цивилизации. Практически уже перед самой «Шляпой»  начинается серия порогов. Первый – «Каньонный». Действительно красиво.  Действительно каньон. Но очень короткий, зато настоящий, в отличие от  каньона перед Алакурти, который каньон, но не настоящий. Сразу за ним  начинается «Змея». Длинная извилистая шивера. Мы там решили в улово зайти,  каякера подождать, в результате после вообще все камни, что там в ней  были, были наши. Далее, после короткого плёса, порог «Шляпа».

«Шляпа». Большой остров с лесом разделяет реку на 2 протоки. Правая –  узкая, практически в ширину катамарана, в ней каньончик и в нём слив с  бочкой над огромным обливным камнем. По большой воде бочка, говорят,  жёсткая. По нашей нет, но народ хорошо долбанулся рамой об стенки каньона.  Левая, она же основная. Слив с плиты и прижим к скале. Порог сложнее, чем  кажется с первого взгляда. Основная сложность заключается в правильном  заходе. Если слишком близко к острову, то к скале прижимает довольно  сильно. Там через борт перевернуло катамаран 2 во время катаний, а во  время прохождения нашу четвёрку хорошо ударило об скалу. В случае  правильного захода выбрасывает в область спокойного течения сразу под  сливом, где, кажется, можно зацепиться за бочку и постоять перед второй  ступенью.

Возле к левого берега есть пульсирующий вал. Как выяснилось, для  катамарана не опасно. Вторая ступень. Пологий слив с менее высокой плиты.  Есть 2 прохода: слева далеко от берега и справа под берегом. Как говорит  Афанасенков, правый чище, но в него тяжелее зайти. После них бочки,  неприятные в случае самосплава, и, по нашей воде, не представляющие  никакой сложности для катамарана. Во время катаний опробовали все  возможные варианты. Просматривать порог лучше с острова. Страховка с  любого берега.

Сразу после порога начинается цивилизация в виде вагончиков и корабликов.  Бывшая база лесорубов. Стоянки есть и до и после порога. Имеется довольно  сильно загаженная и без дров стоянка на острове. Соответственно, если в  планы не входит антистапель на «Шляпе», то стоит либо пройти дальше, либо  встать раньше. Вечером пошёл дождь.


2-08-05 (Выброска с ночью в Кандалакше.)

В пять или около того, выползая из палатки, был обнаружен потрясающий  туман. И позже всё это сменилось ярким солнечным днём. В самый раз для  антистапеля. Правда, ввиду того, что кораблик нас должен был забирать в  12, всё как следует всё-таки не высохло. Когда мы грузились на кораблик,  на борту шло обсуждение моей персоны как экзаменатора. Вот бывает и такое  - можно встретить экзаменуемого тобой в прошлом студента. В общем, наши  люди везде!

Кораблики возят через Иовское водохранилище в Зареченск. 300 рублей с  носа. Ходит он не каждый день, а как наберётся народ. В среднем кажется  раз в 2 два дня. Соответственно неплохо иметь сутки запаса или  договариваться с капитаном заранее. По пути он подбирает и развозит по  озеру группы туристов.

Привёз он не к городской пристани, а к турбазе выше Зареченска по течении  Иовы. На турбазе есть телефон и говорят приличная столовая, а также очень  красивые фотографии водопада «Обана» на Кутсайоки. Через некоторое время  туда приехал водитель. Возле причала стояли легковушки, которые предлагали  довезти до Кандалакши. Можно ловить машину в городе, но дотуда ещё 5  километров. Недолго ждали нашего водителя с автобусом повышенной  проходимости, которому мы оставляли задаток. Дорога обратно обошлась в  4000 рублей с группы. В целом, насколько я понимаю, автобус нам обошёлся  дороже, чем в среднем по данному региону, но для группы средневеликих  размеров, каковой являлась наша, - приемлемо. Ждать пришлось недолго,  поскольку он довозил кого-то до Алакурти и приехал существенно раньше  срока, на который мы договаривались. Обратно захватили с собой ещё  упоминавшихся выше отца и сына из Белгорода (третья и финальная встреча с  «Добрым духом реки» прим. ред.). Обещали нам в Алакурти встречающих нас  пограничников, но пограничников не было.

Далее 2-3 часа тряски, сперва по грунтовой дороге, а затем по асфальту  (кто чем занимался: кто спал, кто в окно смотрел, кто читал, кто болтал, а  кто, БЛИН, палатку зашивал! прим. ред.) мимо очень живописных озёр и сопок  и вы в Кандалакше. Сдали каяк и катамараны частично в багажное отделение,  проводили часть наших в Хибины и по наводке водителя пошли ужинать. Как  выяснилось, на улице метров через 40 слева, если перейти пути у вокзала  через мост, будет шашлычная, в которой достаточно дёшево и достаточно  вкусно.

Далее часть народа осталась тусить на Вокзале, а я с другой частью народа  пошёл бродить по ночной Кандалакше. Грязный берег моря, порт, церковь,  толпы разбуженных собак, домик с катером за высоким забором, не удивлюсь,  если там ещё и вертолёт на лужайку иногда приземляется, новые русские,  однако, висячий мост с прогуливающимися влюблёнными из города в лес. Затем  вернулись на вокзал и частично залегли спать, а частично стали играть в  карты.


3-08-05 (поезд обратно.)

Грамотное подглядывание за поездами и память о начале и хвосте поезда по  дороге туда вывели нас почти точно на нужный нам вагон. Вещи по перрону  тащить почти не пришлось. Сели, чайку, и досыпать недоспатое, в 6 утра  как-никак погрузились. В поезде встретил своего одношкольника, являющегося  одновременно ещё одноклассником моей сестры. Как обычно в поезде - карты,  недочитанный в походе Желязна и Достоевский, разговоры о физике, о смысле  общности Гамильтонова подхода, а также о теории музыки. Такие вот типично  поездные разговоры. Обратно поезд не опоздал, а даже выстаивал практически  в черте Москвы, чтобы прийти точно по расписанию, а не заранее. В  результате, туалеты закрыты не за полчаса до прибытия, как обычно, а за  час с хвостиком. В Москве наблюдалась толпа счастливых родителей. Ещё бы,  дети из похода, да ещё живые и радостные.